Рубрика: Какие инструменты входят в состав симфонического оркестра

Какие инструменты входят в состав симфонического оркестра

Особенная окраска звучания каждого музыкального инструмента или голоса. Симфонический оркестр. Один из самых многочисленных и разнообразных музыкальных коллективов. Формирование состава симфонического оркестра происходило на протяжении нескольких столетий с середины 16 века до первой половины 19 века. Струнные инструменты. Симфонический оркестр состоит из струнных инструментов, звук которых извлекается с помощью смычка, поэтому эти инструменты также называют струнными смычковыми инструментами.

Струнные инструменты составляют основную группу оркестра две трети от общего числа инструментов. Диапазон звучания этой группы в целом очень широк - более семи октав, фактически это весь диапазон, доступный звучанию симфонического оркестра в целом. Струнные инструменты обладают разнообразными тембрами, а также большими динамическими возможностями. Звучание струнных инструментов очень богатое и мелодичное, поэтому струнным инструментам чаще всего поручают вести мелодию в любом произведении.

Эта группа по праву считается "мелодической" основой оркестра. Между инструментами струнной группы существуют различия. Скрипка отличается необыкновенной мелодичностью. Кроме того, это самый техничный инструмент в группе. Она легко справляется с самыми сложными пассажами, скачками и трелями. Если добавить к этому тот факт, что это самый звучный инструмент в струнной секции, то становится понятно, почему он играет ведущую роль в группе и в оркестре.

Альт, в отличие от скрипки, не сразу был оценен по достоинству. Долгое время ему отводилась лишь подчиненная функция гармонического голоса. Но со временем инструмент постепенно завоевывал исполнителей, композиторов и слушателей. Тембр альта глубок и богат, особенно выразителен он в среднем регистре.

Виолончель - инструмент с самым широким диапазоном. Не только в струнной секции, но и среди всех инструментов симфонического оркестра она охватывает почти семь октав! По своим техническим возможностям виолончель превосходит скрипку, мастерски справляясь с самыми сложными партиями, а благодаря выразительному, бархатистому тембру, особенно в низком и среднем регистрах, наиболее подходящих для виолончели, виолончель давно стала инструментом для полноценной сольной практики.

Когда виолончель играет в среднем регистре, она приближается к выразительному пению человеческого голоса. Контрабас - это инструмент басовой секции, ее основа. Кроме того, он является самым объемным по своим размерам. Музыканты играют на нем либо стоя, либо сидя на высоких табуретах.

Он несколько тяжеловат по звучанию, и поэтому очень редко выступает в роли исполнителя мелодий. Но его низкий, глубокий звук служит прочным фундаментом, на котором его коллеги по группе и оркестру строят стройный хор.

Духовые инструменты - важная часть симфонического оркестра. Их тембры демонстрируют широкий диапазон тонов и оттенков, поэтому, в отличие от струнной секции, которая составляет основу симфонического оркестра как его единое целое из четырех компонентов, духовые инструменты проходили долгий и тщательный отбор, чтобы они дополняли струнную секцию, не контрастируя с ней по звучанию.

Деревянные духовые инструменты. В эту группу входят те инструменты, которые долгое время изготавливались из различных пород дерева. В настоящее время эти инструменты изготавливаются из латуни, различных сплавов и пластмасс, но название группы сохранилось.

Основные деревянные духовые инструменты, входящие в состав симфонического оркестра: флейты - 2, гобои - 2, ларнеты - 2, фаготы - 2. Как видите, их в несколько раз меньше, чем струнных. Это связано, прежде всего, с их более ограниченными техническими возможностями по сравнению со струнными инструментами. Однако по громкости деревянные духовые значительно превосходят струнные, поэтому в оркестре они всегда располагаются после струнных инструментов.

Диапазон каждого представителя этой группы не превышает четырех октав, и они не могут издавать два звука одновременно. Однако каждый из этих инструментов обладает своим характерным, уникальным тембром, который выразителен как в сольных эпизодах, так и в четырехголосном звучании всей группы, а также в сочетании с другими инструментами оркестра.

Флейта - самый высокий инструмент в оркестре.

Флейта - самый высокий инструмент в оркестре, ее диапазон составляет четыре октавы от "си" первой до "си" пятой. Тембр флейты звучный и тонкий, в разных частях диапазона он разный. Наиболее выразителен он во второй-третьей октавах: тон инструмента приобретает чарующий, мелодичный и "серебристый" оттенок.

Если флейта солирует, то именно в этом диапазоне. Гобой также является инструментом высокого регистра, хотя он играет несколько ниже флейты примерно на одну октаву. У гобоя очень красивый, певучий, несколько жалобный тембр.

У гобоя очень красивый, певучий, несколько жалобный тембр.

В произведениях печального и меланхолического характера гобой незаменим в качестве солиста. Кларнет - сравнительно молодой инструмент, он вошел в оркестр позже всех остальных представителей группы в конце XVIII века. Этот инструмент наиболее выразительно звучит в среднем регистре, где его тембр - густой, мелодичный, мягкий, даже волшебный - часто привлекает композиторов, которые доверяют мелодический голос именно этому инструменту.

Кларнет обладает самыми богатыми техническими возможностями из всех духовых инструментов, почти сравнимыми со струнными инструментами. Фагот - самый низкий инструмент в группе деревянных духовых. Его приглушенный, хрипловатый голос в нижнем регистре напоминает чье-то недовольное ворчание, а в среднем регистре звучит мягко и нежно, несколько "рычаще". Такое разнообразие окраски часто позволяет использовать фагот как сольный инструмент в низком и среднем диапазонах.

Духовые инструменты. Из названия всей группы очевидно, что эти инструменты в древности изготавливались и продолжают изготавливаться из металла и его различных сплавов. В основной состав симфонического оркестра входят следующие духовые инструменты: трубы, валторны 4, тромбоны, туба 1. По своим динамическим качествам они значительно превосходят как струнные, так и деревянные духовые вместе взятые, поэтому их место в оркестре всегда на втором плане.

Тембры духовых инструментов также отличаются друг от друга, но, в отличие от деревянных духовых, это различие в основном в высоте тона и громкости.

Предшественниками этой группы являются древние трубы и охотничьи рога. Долгое время духовые могли воспроизводить только так называемую натуральную гамму, и для каждого тона существовал отдельный инструмент, что, конечно, было крайне неудобно!

Дальнейшее совершенствование инструментов привело к расширению их исполнительских возможностей. В оркестре духовые инструменты являются как прекрасными солистами, так и незаменимыми участниками "командной" игры. Труба - самый высокозвучный инструмент среди духовых. Тембр трубы - яркий, блестящий, звонкий, летящий над звучанием всего оркестра. Такого солиста трудно не услышать и не заметить, поэтому трубе поручают соло в самых важных и кульминационных разделах произведения.

Валторна - название инструмента переводится с немецкого как "лесной рог". Из всех духовых инструментов валторна выделяется своим огромным динамическим диапазоном - почти пять октав! Наиболее выразительно она звучит в среднем регистре - чисто и мягко, невероятно мелодично и благородно. Это качество звучания очень привлекает к валторне как к сольному инструменту.

Из всех духовых инструментов именно валторна чаще всего солирует в оркестровых произведениях. Тромбон - самый популярный инструмент в духовой секции, а его выдвижная рука, управляющая высотой тона, делает его самым искусным солирующим духовым инструментом в хроматической гамме. Тромбон обладает довольно ярким тембром и хорошими техническими возможностями, а диапазон у него такой же, как у валторны. Туба - самый большой и самый низко звучащий инструмент в оркестре, к тому же он довольно неуклюж технически.

Так же, как и контрабасы, туба незаменима прежде всего в своей басовой роли оркестрового "фундамента" и очень редко выступает в качестве сольного инструмента. Но следует отметить, что верхний регистр тубы совпадает по звучанию с низкой октавой она звучит очень мягко и красиво и по тембру напоминает валторну. Ударные инструменты. Мы уже знаем, что именно с этих инструментов начинается история всех музыкальных инструментов.

Потому что музыка начинается там, где можно "отстучать" ритм. Именно поэтому самые ранние ударные инструменты были довольно просты по своей конструкции - им не нужно было качество, связанное с разной высотой извлекаемых звуков. По сей день все ударные инструменты различают на две группы - без высоты тона и со способностью изменять высоту тона звука. В симфоническом оркестре постоянно присутствует только один ударный инструмент - литавры. По своему внешнему виду они напоминают большие медные котелки с натянутой кожей.

Каждый литавр настроен на определенную тональность, которая извлекается ударами по палочкам. Чтобы изменить высоту звучания литавр, нужно изменить натяжение кожи, а это требует времени. Именно поэтому в оркестре как минимум две литавры, а чаще всего четыре. Это количество связано с ролью, которую литавры играют в произведении. Они незаменимы там, где необходимо отметить смену основных гармонических функций - T, S и D. Поэтому три литавры просто необходимы, а четвертая литавра стала использоваться в оркестре с XIX века, когда в качестве важной гармонической функции была добавлена вторая ступень гармонической шкалы.

Такие литавры использовались в оркестре.

Тутти ит. Партитура, ноты, в которых партия каждого инструмента написана на отдельной строке.

Тутти ит.

Навигация

thoughts on “Какие инструменты входят в состав симфонического оркестра

  1. Я извиняюсь, но, по-моему, Вы допускаете ошибку. Могу отстоять свою позицию. Пишите мне в PM, пообщаемся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *